Постановка бюджетирования в компании – сложный и многоступенчатый процесс. При его решении необходимо учитывать множество нюансов, которые можно сперва не заметить. Рассмотрим некоторые из них.
Выделение бюджета расходов
В отдельных случаях топ-менеджеры строго ограничивают предельную сумму расходов по некоторым статьям. Однако «на местах», в руководстве подразделений, с этим зачастую бывают не согласны, справедливо полагая, что отведенных средств не хватит для нормальной работы. Решить эту проблему можно, выделив в бюджете специальный резерв расходов.
Обычно он достигает 20% от величины всех затрат в целом. Такой резерв требуется для того, чтобы его можно было направить на цель, на которую посчитает нужным руководитель того или иного подразделения. Однако для подобного использования средств ему необходимо будет обосновать потребность в соответствующих расходах.
Как правило, резерв полностью не тратится – особенно, если постановка бюджетирования была проведена грамотно, и все статьи составлены верно. Такой подход полностью оправдан: высшее руководство может снизить расходы, а в подразделениях сотрудники могут быть спокойны на тот счет, что, если что-то случится, они смогут получить дополнительное финансирование.
Распределение общекорпоративных расходов между подразделениями
Даже если в компании была проведена эффективная автоматизация бюджетирования, если она занимается сразу несколькими направлениями бизнес-деятельности, ей приходится решать один важный вопрос. А именно: как правильно произвести распределение общекорпоративных расходов между всеми подразделениями?
Общекорпоративные расходы – это:
- содержание охраны;
- содержание секретариата;
- содержание руководства;
- содержание ремонтно-технических служб и др.
Кажется, что нужно распределить поровну затраты между всеми существующими подразделениями. Однако это не самое лучшее решение, потому что часто разные подразделения и прибыль приносят компании разную. Одно может зарабатывать в десятки раз больше другого. Поэтому для того, которое зарабатывает меньше, одинаковая доля общекорпоративных расходов станет непосильным грузом, что может даже привести к его нерентабельности.
Поэтому более верным будет распределение общих расходов между разными подразделениями путем применения к каждому из них индивидуального коэффициента, специально рассчитанного для него. Например, долю общекорпоративных расходов можно выделять на основе величины затрат подразделения в общей сумме затрат предприятия. Но можно рассчитать сумму и по-другому, базируясь на доле подразделения в выручке или фонде зарплаты.
Подобные расчеты являются достаточно сложными и отнимающими много времени. Однако автоматизация бюджетирования с использованием программного обеспечения от ИТАН поможет значительно облегчить эту задачу. Отсутствие специализированных программ заставляет некоторые фирмы даже отказываться от распределения общих расходов. Но это нужно делать обязательно, потому что так можно понять, сколько тратится средств на содержание каждого из подразделений и какую оно получает прибыль.