«Все очень сложно» – это самый распространенный фактор. Необходимо понимать, что не все специалисты предприятия обладают экономическим образованием. Не все понимают, что сумма, необходимая для производственного процесса, должна найти свое отражение в «бюджете расходов и доходов» и в операционном балансе. И поэтому в конце месяца сотрудник, у которого фактически затраты по отделу превысили бюджетный план, может получить нагоняй от начальства, что вызывает естественное неприятие и отторжение идеи бюджетного планирования как таковой.
Главное – пресекать появление этой проблемы, не допускать ее появления. Как только это образуется, процесс внедрения бюджетирования может застопориться.
Как решить, а главное, не допустить появление данной проблемы? Мы считаем, что следует начать постановку бюджетирования с тех людей, исполнение бюджета для которых крайне необходимо и будет приносить реальную помощь. Это специалисты финансового отдела. Отладив с их помощью весь процесс, можно внедрять весь процесс бюджетирования (с наработками) и в других отделах.
"Теория не равно практика" – тоже распространенная проблема. Возникает из-за того, что случается расхождение между представлениями руководства компании о бюджетном процессе и реальностью. Другими словами, они придумали и пытаются внедрить нежизнеспособную модель в производственный процесс. На самом деле, закупка запчастей, например, будет настолько непрактична, что будет тормозить весь производственный процесс.
Не стоит забывать что в каждой компании свои принципы и концепции бюджетного управления. Мы считаем, что не найти двух одинаковых компаний, и поэтому нельзя взять и внедрить у себя на производстве чужую концепцию. Лучше всего ознакомиться с различными вариантами, подходами к бюджетированию, проанализировать их, учтя при этом особенности ведения вашего бизнеса. Таким образом, вы получите собственную концепцию, в которой будет отражен не только опыт других компаний, но и специфика вашего предприятия.
Читать часть №8