Формы бюджетов – по нашему мнению, это второй этап постановки бюджетирования. В литературных источниках следующим этапом рекомендуют «Разработку будущих бизнес-процессов». Мы считаем, что это не совсем рационально: трудно правильно определить и выстроить будущие процессы, не до конца определив конечный результат – то, что нам необходимо получить в результате всей работы. Формы бюджетов, по нашему пониманию, и есть этот конечный, четко выраженный результат, ведь именно с ними будет в дальнейшем работать руководство, именно зафиксированная в них информация будет проанализирована. Если же хорошо понятен конечный результат, то можно хорошо сформулировать методы его достижения. Мы полагаем, что без этого невозможно описать и выстроить будущий бизнес-процесс, ведь в данном случае мы можем получить как результат хорошо теоретически сформулированную концепцию, которую будет невозможно применить на практике.
Хочется также обратить внимание на «принцип первоначальной простоты» и «баланс рационального и желаемого». Ведь, если на предприятии ранее не было бюджетного процесса, то мы считаем, что начать следует с понятных и простых финансовым менеджерам задач. Например, формирование Бюджета движения денежных средств (БДДС), Операционного баланса (ОБ), Бюджета расходов и доходов (БРД). Сам процесс работы нам представляется следующим образом: вместе с представителями финансовой службы и бухгалтерии определить бюджетную классификацию (бюджетные статьи), вместе с этой работой определить структуру аналитических признаков (основных измерений), благодаря которым будут составляться и проходить контроль бюджеты организации. Очень важно на этом этапе привлечь внимание руководства предприятия или компании. Допустим, предложив структуру бюджета расходов и доходов по отдельным подразделениям (в разрезе дат), следует обсудить с руководством предприятия желаемый состав аналитики. Все полученные предпочтения следует учесть, но обязательно учитывать при этом «баланс желаемого и рационального».