В текущее время в современном российском деловом сообществе просматривается тенденция, которая становится все более распространенной: топ-менеджеры крупных и средних компаний массово внедряют в управление бюджетный процесс.
Основной задачей данной статьи является ознакомление наших читателей со стандартным кругом проблем при постановке концепции бюджетного управления в коммерческих предприятиях и организациях, которые зачастую возникают при практическом решении данных задач, а также помочь предупредить их возможное появление.
Указанные в данной статье стадии постановки бюджетного процесса и основные проблемы взяты из реальной, успешно завершенной практики внедрения.
Вначале рассмотрим основные этапы самой постановки задачи в нарастающей последовательности:
Описание и характеристика существующих процессов в работе компании. На практике речь пойдет о внимательном обследовании предприятия, при котором выяснятся все существующие процессы функционирования каждого подразделения, которые прямо или косвенно будут задействованы при внедрении бюджетного управления.
В первую очередь, по нашему представлению, следует проанализировать организационно-штатную структуру, определить перечень главных лиц, с которыми нужно провести интервьюирование (главные лица будущего бюджетного процесса), далее определяются проблемы на каждом участке, обозначается и прорабатывается проект будущей финансовой структуры.
Обследование такого типа поможет лучше понять специфику работы компании и определить первые шаги для формирования бюджетного процесса. Результатом, по нашему мнению, должен быть документ, который отражает не только лишь бизнес-процесс работы каждого отдела с реальными рекомендациями по устранению обнаруженных проблем, но и предложения по основной концепции бюджетного управления.
В том случае, если компания в своей практике использует услуги внешних консультантов, то это дает прекрасную возможность для того, чтобы информация для руководства компании о реально существующей ситуации на предприятии была максимально объективной.
Конечно, в этом случае от независимых консультантов требуется полный и качественный сбор информации, а также навыки по выявлению существующей проблемы и сбора предложений по их устранению в ходе интервьюирования сотрудников компании.
Часто результаты подобного исследования являются причиной для обсуждения сложившейся ситуации на предприятии и определения стратегии для устранения обнаруженных проблем.
Читать часть №2