Стоит ли погружаться в детали при составлении определенного бюджета
Степень проработки и детализации того или иного вида бюджета определяется хозяйственной деятельностью организации, а также важностью для нее того вопроса, по которому и составляется данный бюджет. Если у фирмы есть своя собственная ниша на рынке и его четко зафиксированная доля, или же она занимается предоставлением эксклюзивных услуг либо выпуском специализированной продукции, которой пользуется незначительный круг потребителей, то она при всем желании не сможет рассчитывать на существенное увеличение продаж. Ведь рынок сбыта продукции такой компании ограничен, что называется, «по умолчанию». В этом случае при ведении бюджетирования главное внимание стоит обратить на оптимизацию расходов.
Помочь в этом сможет автоматизация бюджетирования и казначейства с использованием программного комплекса «ИТАН: Управленческий баланс» с включенным в него модулем «Бюджетирование», способным минимизировать отрицательное влияние человеческого фактора на составление бюджетов и сделать процесс более быстрым, легким и правильным.
Детализация бюджетов
При оптимизации расходов все затраты необходимо будет условно разделить на 3 основных группы:
- Затраты, чья доля равна примерно 75% от общих расходов компании. Как правило, это несколько ключевых статей затрат – в т.н. ABC-анализе их принято относить к группе А.
- Затраты, чей объем составляет около 20% (сюда обычно входит примерно 10 или немного больше статей) – их относят к группе В.
- Затраты, составляющие примерно 5%, включающие в себя несколько десятков мелких статей – их определяют как группу С.
Относительно последней группы составление детального бюджета будет необоснованным, потому что они фактически никак не отражаются на значении себестоимости реализуемого фирмой товара или услуги (например, это могут быть канцелярские расходы). А вот относительно первой и второй групп детальное планирование очень нужно, потому что именно эти группы статей заметно влияют на конечную себестоимость производимой продукции или оказываемой компанией услуги.
Бывает, что фирма все время несет одинаковые затраты. Тогда необходимо сосредоточиться в первую очередь на составлении бюджета продаж. В этом также помогут современные автоматизированные системы бюджетирования, обладающие обширным функционалом и очень удобные в использовании.
Как обстоит дело на практике
Исследования показывают, что во многих отечественных организациях даже необходимые для нормальной работы бюджеты либо не формируются, либо это происходит в чересчур упрощенном виде. Часто это связано с отсутствием автоматизации бюджетирования и казначейства. Проблему можно легко решить, обратившись в компанию ИТАН: опытные специалисты помогут автоматизировать важнейшие бизнес-процессы, существенно повысив эффективность бизнес-деятельности предприятия.
Ведь в ситуации, когда не составляются нужные бюджеты, руководство компании рискует не заметить критически важные тенденции, что может весьма негативно отразиться на прибыли фирмы и приведет к снижению ее конкурентоспособности. Гораздо выгоднее будет потратить время и усилия на формирование и последующий анализ исполнения необходимых в работе бюджетов, чем исправлять последствия неверных финансовых решений и терять прибыль.