Бюджетирование - сложное экономическое понятие, и зачастую при использовании этого термина и сопутствующих ему элементов возникает определенная путаница. Например, бюджетом движения денежных средств называют отчет о движении денежных средств, составленный по фактическим данным, бюджетированием называют процесс календарного планирования поступлений денежных средств от контрагентов, и так далее.
В данной статье предлагается разобраться с бюджетированием и финансовым управлением на простом жизненном примере о семье, которая собирается поехать на курорт.
Когда семья планирует поездку, она ставит цель – отдохнуть. Будем считать это доходной частью бюджета. Для того, чтобы отдохнуть, нужно потратить некоторые денежные средства - это расходная часть бюджета.
Прежде всего, бюджетирование - это составление баланса, доходной и расходной части бюджета. Если хотим хорошо отдохнуть, нужно потратиться. Итак, предположим, семья планирует отдохнуть в мае, и для того, чтобы выполнить цель - хорошо отдохнуть - они планируют свой расход бюджета на май в 100 000 рублей, детализировав его по категориям:
- путевки 60 000;
- досуг 20 000;
- непредвиденные расходы 20 000.
Эти категории называются "статьями бюджета".
Для того, чтобы в мае накопилась запланированная сумма, нужно в период с января по апрель откладывать по 25 000. Таким образом, семья составила и утвердила свою доходную и расходную часть бюджета помесячно, для достижения своей цели - хорошо отдохнуть. В итоге получаем следующий вид бюджета:
Статья бюджета |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Доходы |
|
|
|
|
|
Отложенная сумма |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
|
Расходы |
|
|
|
|
100000 |
Путевки |
|
|
|
|
60000 |
Досуг |
|
|
|
|
20000 |
Непредвиденные расходы |
|
|
|
|
20000 |
Баланс бюджета |
25000 |
50000 |
75000 |
100000 |
0 |
Необходимая сумма была накоплена, пошел процесс исполнения расходной части бюджета.
Путевки купить необходимо было заранее, в феврале, но денег на них еще не было, образовался дефицит бюджета, который был перекрыт за счет займа необходимой суммы у соседа. Была проведена корректировка и уточнен бюджет. Данный процесс называется "Актуализация бюджета". После актуализации бюджет стал выглядеть следующим образом:
Статья бюджета |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Доходы |
25000 |
35000 |
25000 |
25000 |
|
Отложенная сумма |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
|
Займ у соседа |
|
10000 |
|
|
|
Расходы |
|
60000 |
10000 |
|
40000 |
Путевки |
|
60000 |
|
|
|
Досуг |
|
|
|
|
20000 |
Непредвиденные расходы |
|
|
|
|
20000 |
Погашение займа соседу |
|
|
10000 |
|
|
Баланс бюджета |
25000 |
0 |
15000 |
40000 |
0 |
Подошло начало мая, глава семьи составил подневный график расходования средств на отдых, таким образом, он составил "платежный календарь". При этом платежный календарь является "оперативным планом", так как он представлен в разрезе дней и более детализирован. Пример платежного календаря:
Статья бюджета |
Бюджет |
05.05 |
06.05 |
07.05 |
08.05 |
09.05 |
Расход |
40000 |
8000 |
5000 |
12000 |
5000 |
10000 |
Досуг |
20000 |
3000 |
5000 |
7000 |
5000 |
10000 |
Непредвиденные расходы |
20000 |
|
|
|
|
|
Остаток бюджета |
40000 |
32000 |
27000 |
15000 |
10000 |
0 |
При составлении платежного календаря семья сверялась с общим бюджетом по каждой статье, дабы его не превысить - эта процедура называется "бюджетный контроль".
В процессе отдыха денежных средств на досуг не хватило, была произведена корректировка лимитов и платежного календаря, перекрыв сумму досуга из непредвиденных расходов.
Статья бюджета |
Бюджет |
05.05 |
06.05 |
07.05 |
08.05 |
09.05 |
Расход |
40000 |
8000 |
5000 |
12000 |
5000 |
10000 |
Досуг |
20000 |
3000 |
5000 |
7000 |
5000 |
10000 |
Непредвиденные расходы |
20000 |
5000 |
|
5000 |
|
|
Остаток бюджета |
40000 |
32000 |
27000 |
15000 |
10000 |
0 |
После отдыха семья вернулась и провела анализ плановых и фактических показателей доходов и расходов, после чего сделала вывод об эффективности отдыха. Это называется "План-фактный анализ бюджета":
Статья бюджета |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Отклонение |
|||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
План |
План |
Факт |
План |
Факт |
|
|
Доходы |
25000 |
25000 |
25000 |
35000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
|
|
0 |
Отложенная сумма |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
|
|
10000 |
Займ у соседа |
|
|
|
10000 |
|
|
|
|
|
|
0 |
Расходы |
|
|
|
60000 |
|
|
|
|
100000 |
40000 |
0 |
Путевки |
|
|
|
60000 |
|
|
|
|
60000 |
|
0 |
Досуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
20000 |
30000 |
10000 |
Непредвиденные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
20000 |
10000 |
-10000 |
Погашение займа соседу |
|
|
|
|
|
10000 |
|
|
|
|
10000 |
Баланс бюджета |
25000 |
25000 |
50000 |
0 |
75000 |
15000 |
100000 |
40000 |
0 |
0 |
0 |
Таким образом, семья смогла забюджетировать свои доходы и расходы, проконтролировать исполнение бюджета и проанализировать причины отклонений фактических данных от запланированных для того, чтобы в следующий раз более точно и эффективно планировать свой бюджет.
На таком простом примере мы разобрали основы бюджетирования. В промышленных масштабах существует множество нюансов и специфики каждого конкретного предприятия, вводятся тысячи операций по десяткам статей, зоны ответственности разделены, нужно контролировать все доходы и расходы, учитывать отклонения при дальнейшем планировании, добиваться поставленных целей. При всем этом необходимость качественного бюджетирования и оперативного управления финансами современного предприятия возрастает стократно. В данных условиях не обойтись без автоматизированной системы, которая позволит установить для всех участников, собственников, руководителей подразделений и финансовой службы единые правила игры, поможет спланировать, учесть и проконтролировать все финансовые потоки компании по всем видам деятельности, повысит оперативность принятия управленческих решений и увеличит эффективность управления предприятием.