15.07.2020

Постановка управления бюджетом. Часть 1

Наверное, каждый управленец задается вопросом, каким должен быть бюджет предприятия?

Основные требования к методам его осуществления напрямую зависят от деловых процессов, являющихся ключевыми для жизни компании. К ним можно отнести: 

  • реализацию товаров и услуг,
  • производственные процессы,
  • контроль над деятельностью предприятия,
  • вложения.
Это означает, что бизнес-процессы должны подвергаться тщательному анализу и разбору при построении схемы финансового состояния фирмы. Количественные характеристики и детальный анализ бюджетов зависят от нужд сферы управления
Различают следующие виды бюджетов:
  • операционные;
  • финансовые.

В основе операционного бюджета заложены процессы, касающиеся инвестиционной политики компании, происходящие в настоящем времени. К ним можно отнести:

  • систему планирования сбыта,
  • закупки,
  • различные виды затрат,
  • бюджеты расходов на управление.
Финансовый бюджет состоит из оборота средств и работы активов, составляющих прогнозируемый баланс предприятия. Средства, расходуемые на вложения компании, в основном, подвергаются отдельному рассмотрению и имеют собственный инвестиционный бюджет. В его состав входят:

  • главные проекты инвестиций,
  • информация о получении основных бюджетных средств,
  • введение в оборот основных средств, произведенных хозяйственным способом.
Кроме того, в бюджете затрат и закупок отражается:

  • покупка сырья,
  • основные статьи расходов на образование фондов посредством деятельности компании.

Если учесть, что бюджет, по сути, является планом, то операционные бюджеты представляют собой планы отраслей хозяйственной деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовые – ее финансовой сферы.

Бюджеты доходов и расходов не имеют однозначного значения, поэтому специалисты по внедрению систем управления бюджетом характеризуют их как часть финансового бюджета. Несмотря на это, большинство мнений сходится на том, что он относится к операционному бюджету, что можно доказать содержанием в его составе данных о затратах и продажах, позиционирующихся как составная часть операционного типа.

Базовая часть управления бюджетом - это операционные бюджеты, при помощи которых рассчитываются финансовые. Как известно, разные типы бюджетов связаны между собой. Таким образом, осуществив пересчет количественных характеристик, можно перевести операционный бюджет в суммовой. В соответствии с этим принципом запланированные объемы изготовления продукции, используемые ресурсы и другие расчетные технические величины могут быть пересчитаны специалистами экономического отдела в единицы финансового измерения посредством запланированных цен.
Отделы компании, производящие закупки сырья, осуществляющие производство и дальнейшую реализацию, также занимаются планированием величины среднего срока, до которого должна производиться выплата задолженностей поставщикам продукции и ее потребителям, по объемам текущего производства.

Исходя из полученных данных, экономисты предприятия выполняют коррекцию суммы и числа основных ресурсов, без которых невозможно осуществлять производственную деятельность, а также производят бюджет для дебиторов и кредиторов.

Отдел финансов заведует казной предприятия, а также производит расчет средств, необходимых для текущих нужд, и покрытия временного их недостатка. В том случае, если политика предприятия по закупке сырья и реализации продукции является строго установленной и не подлежит перестройке, то в запланированные затраты, отведенные на осуществление деятельности фирмы, необходимо включать дополнительные статьи расходов. Они, в основном, направлены на привлечение кредитов и займов, а также на их обслуживание.


Любой операционный бюджет формируется путем проведения аналитики планирования. Он может выполняться в форме заключительного отчета для множества отдельных частей.

b.jpg
ИТАН – гибкое решение по финансовому управлению для среднего и крупного бизнеса!

Есть сомнения? Посмотрите таблицу сравнения.

loader