Составление бюджета – важная и в высшей степени ответственная задача. И к ее решению в разных компаниях подходят тоже по-разному. Так, на одних предприятиях проекты бюджетов составляются руководством т.н. «низовых» подразделений для их последующего утверждения топ-менеджерами организации. На других бюджетное задание может быть спущено по схеме «сверху – вниз». Существует и третья форма составления бюджетов, когда в этом процессе участвует как руководство подразделений, так и высший топ-менеджмент организации.
Автоматизация бюджетирования способна в значительной степени облегчить выполнение этой задачи. Особенно с привлечением опытных специалистов компании ИТАН и при внедрении программного комплекса «ИТАН: Управленческий баланс». Преимущество данного решения состоит в том, что в него уже включен высокоэффективный модуль «Бюджетирование», существенно упрощающий финансовое планирование на предприятии в сфере составления и соблюдения бюджетов.
Какой способ создания проекта бюджета лучше?
Если рассматривать этот вопрос с финансовой стороны, то даже эксперты не находят ни у одного из них явных преимуществ перед другими. Каждое предприятие может выбрать свой вариант решения проблемы составления бюджетов. В этом может очень помочь и грамотная постановка бюджетирования в компании.
Рассмотрим все три варианта более детально.
- В случае, когда высшее руководство организации не в полной мере представляет себе специфику определенных бизнес-процессов, будет эффективнее предоставить возможность создания бюджета руководству подразделений. Если на предприятии уже внедрена автоматизация бюджетирования, то это не составит для них особого труда. Особенно действенно такая модель проявит себя в компаниях, работающих по принципу децентрализации управления производственными процессами и бизнесом в целом. В состав холдинга обычно входит несколько отдельных компаний, работающих независимо друг от друга и имеющих свои особенности при осуществлении ими хозяйственной деятельности. В таких случаях каждая фирма составляет свой собственный бюджет: у высших руководителей нет необходимости вникать во все подробности. Главным для него остается вопрос планируемой прибыли, на который рассчитывает каждая из входящих в холдинг фирм.
- Если же топ-менеджеры хорошо разбираются во всех бизнес-процессах организации, они полностью прозрачны и отлично налажены, составление бюджета по принципу «сверху – вниз» вполне оправданно со всех сторон.
- Вариант, при котором при формировании бюджетов задействуются усилия и высшего, и низшего руководства, специалисты называют встречной системой подготовки бюджетов. Такой подход оправдан в организациях с разветвленной структурой и сложным хозяйственным взаимодействием. При подобном положении дел топ-менеджерам нелегко следить за всем, что происходит на более низком уровне. Оптимальным решением становится передача некоторых полномочий по формированию бюджетов «сверху – вниз». В то же время высшие руководители составляют и собственные предложения по бюджетам. Следующим этапом становится сопоставление всех имеющихся вариантов, и в итоге формируется нужный и устраивающий всех бюджет, а у каждого подразделения есть оптимальное бюджетное задание. Топ-менеджмент же получает инструмент для реализации выбранной стратегии развития предприятия.
Постановка бюджетирования с участием команды ИТАН поможет сделать финансовое планирование и управление на вашем предприятии в полной мере отвечающим поставленным задачам. Использование специализированного программного обеспечения последних версий гарантирует эффективность работы даже при самых суровых экономических условиях.