Современные реалии ведения бизнеса часто предполагают создание сложных в организационно-правовом отношении структур, которые позволяют объединить несколько разнородных предприятий с целью выполнения общего стратегического плана. Часто речь идет о создании вертикально интегрированных холдингов, то есть организаций, призванных работать в рамках одного «производственно-технологического комплекса». Такой подход позволяет снизить издержки и оптимизировать управление.
Однако подобная структура требует специфического подхода к сбору и обработке бухгалтерской информации. Дело в том, что адекватное отображение результатов деятельности группы требует исключения «двойных» операций, которые возникают, поскольку отображенные внутригрупповые операции будут искажать реальное состояние группы. Реальную ситуацию отображает консолидированная отчетность.
Консолидация – это процесс составления такой отчетности. Несмотря на то, что существует несколько подходов к его организации общие принципы остаются неизменными.
- Необходимо составить общую для всех предприятий группы учетную политику.
- Применительно к выбранному методу консолидации следует оценить необходимые изменения в учете каждого элемента структуры.
- Исходя из предыдущих пунктов, следует описать необходимые консолидационные проводки для каждого из предприятий группы.
- Следует подготовить как персонал, так и программно-аппаратные комплексы (бухгалтерия, система управленческого учета) к работе в рамках новой системы.
Для проведения консолидации применяют два основных метода – метод приобретения и метод долевого участия.
Метод обработки
|
Метод долевого участия
|
|
Отображение продаж | Элиминирование | Не предусмотрено |
Отображение прибыли | Коррекция прибылей дочерних компаний на долю миноритарев | Отображение части нераспределенной прибыли |
Групповой баланс | Полное включение активов и пассивов | Отображение части нераспределенной прибыли |
Миноритарные собственники | Отображается и учитывается | Не предусмотрено |
Применение адекватной модели консолидации позволит вам реорганизовать управление денежными потоками и оптимизировать структуру компании, не теряя контроля над реальной ситуацией на предприятии. Важно понимать, что без правильного составления отчетов невозможна не только работа с финансовыми институтами и акционерами, но и любая жизнедеятельность группы в рамках единой стратегии развития.