Если задуматься над финансовой структурой предприятия, возникает вопрос, необходимо ли создавать такой отдел как казначейство. Дело в том, что все его функции можно гармонично распределить между другими отделами и тем самым значительно сэкономить бюджет предприятия. На самом деле такой подход является оптимальным только для небольших предприятий, в которых финансовый директор может стать тем центром, который владеет достаточными знаниями и властью, чтобы контролировать и планировать все денежные потоки компании. Когда фирма развивается, и одному человеку уже не под силу эффективно анализировать и управлять происходящими процессами, имеет смысл создание такого подразделения как казначейство 1с.
В небольших предприятиях чаще всего создается централизированное казначейство, в то время как в огромных холдингах встречается децентрализированная форма данного подразделения.
Данное управление является координированным аналитическим и управленческим центром, целью которого является оптимизация и контроль финансовых потоков.
Функции, которыми заведует казначейство:
- Управление денежными потоками (планирование и текущая оптимизация).
- Осуществление финансового контроля (платежный календарь, бюджетный контроль на основе БДДС, контроль сроков задолженностей, и др.).
- Менеджмент финансовых рисков (включая такие виды рисков как риски ликвидности, валютные, процентные и риски ликвидности процентных ставок).
- Запуск и организация системы сотрудничества с банками (подписание контрактов, открытие счетов, обсуждение условий кредитирования и размещения инвестиций).
Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, можно прийти к заключению, что казначейство является подразделением, через которое пропускаются все финансовые потоки предприятия. Другие отделы направляют сюда запросы на осуществления платежей, а также просят совет относительно целесообразности и приоритетности затрат. Решение о том, целесообразно ли наделять такими управленческими функциями отдельное подразделение, или же имеет смысл ограничиться наличием финансового директора, должно приниматься после скрупулезного анализа всех факторов, влияющих на распределение финансовых потоков.