Любая организация или предприятие, которые работают на современном рынке с его динамичной ситуацией и весьма непостоянными предпочтениями потребителей, рано или поздно столкнется с ситуацией, когда дальнейшее развитие будет зависеть от оперативного принятия решений по перераспределению ресурсов и прекращению тех видов деятельности, которые не приносят дохода. Как же оценить полезность той или иной части производственного процесса и возможность его аутсорсинга? Как повторить такие расчеты при необходимости? Как планировать развитие?
Почему же не бухгалтерия?
По самой своей природе бухгалтерский учет такие задачи решить не способен. Дело в том, что точная и полная информация становится доступна менеджменту весьма поздно (по сути, через месяц-два после того, как события произошли) и уже поэтому не отвечает потребностям современного управления.
-
1. Что нужно сделать?
Управление денежными потоками в новых условиях требует следующих шагов:
- качественного определения целей учета (понять, что именно мы хотим знать, как быстро и для чего);
- определения так называемых «центров финансовой ответственности» (понять, как должны быть структурированы процессы производства, какие части предприятия зависят от продукции и услуг других частей, принять решение о разграничении подобных зависимостей);
- разработки протоколов работы (как будет создан каждый управленческий отчет, какие данные в него войдут, как и кем, они будут рассчитаны);
-
2. Чего следует избегать?
Как бы ни было организовано управление денежными потоками на вашем предприятии, следует понимать, что это крайне дорогая и сложная операция. Такая система отчетности не должна создаваться «для галочки», она должна отрабатывать буквально каждую потраченную копейку. А значит, следует убедиться, что вы не совершили нескольких наиболее распространенных ошибок:
- Все отчеты должны быть сделаны строго вовремя и в полном соответствии с инструкциями - простой системы учета не имеет оправдания.
- Центры ответственности должны эффективно взаимодействовать. Нельзя допускать конфликтов между ними.
- Данные должны быть полными и достоверными (тут придется применить выборочный аудит).
-
3. Помощники
Следует понимать, что самостоятельная постановка учета – весьма сложный процесс. Возможно, следует вариант привлечения профессиональных консультантов и в любом случае следует подумать об автоматизации процесса. Профессиональная программа управленческого учета может быть несколько сложной, но стандартизация отчетов средствами табличных редакторов – вполне универсальный подход.