Управление бюджетом университета – тема, которая является более сложной, чем может показаться на первый взгляд. В данной статье будет рассмотрен вопрос работы с финансовой системой НГТУ, которая была детально исследована экономистом Антониной Гринь в 2004 году.
По мнению указанного специалиста, бюджетом является соглашение о совместном и координированном ведении финансовых дел, которое заключается между центральным административным органом и всеми подразделениями учебного заведения.
Классификация и структура бюджетов
Для бюджетирования университета используется система бюджетов, которая может быть разделена на следующие категории:
- операционные бюджеты;
- интегральный основной бюджет;
- финансовые бюджеты.
Операционный подвид включает сметы и бюджеты для проектов, ЦФО (центры финансовых ответственностей), объектов и функций. Данный тип финансовых документов обслуживает отдельные поточные работы подразделений ВУЗа.
Финансовые бюджеты разделяют на бюджет доходов и расходов, БДДС и управленческий баланс.
Основной бюджет – документ, в котором содержатся абсолютно все бюджеты учреждения в совокупности.
Исходя из указанной классификации, выделяют следующую структуру бюджетирования:
- Доходов и расходов
- Графики платежей, ДДС.
- Управленческий учет затрат.
- Операционное бюджетирование.
Цель и функции управления университетскими бюджетами
Бюджетирование высшего учебного заведения имеет основную функцию, которую можно описать как обеспечение успешного финансового и операционного функционирования заведения, включая эффективную работу каждого из его подразделений.
Существуют также промежуточные задачи работы с документами, относящимися к формированию бюджета:
- Контроль.
- Анализ и прогнозирование.
- Консолидация отчетности всех подразделений и проектов.
- Распределение обязанностей и прав по каждой рабочей группе.
Управленческий цикл НКТУ состоит из следующих этапов:
- сбор данных;
- составление бюджетов;
- формирование интегрированного основного бюджета;
- реализация установленного соглашения;
- анализ источников доходов;
- контроль исполнения бюджета по лимитам;
- исследование доходов и расходов;
- регулировка лимитов;
- определение конца финансового периода («не достигнут» – переход к пункту 4, «достигнут» – пункт 10);
- получение финального отчета и его анализ.