Планирование любой деятельности начинается с составления сметы доходов и расходов – бюджета предприятия. Только качественно составленный бюджет, в котором продумана каждая строка как доходной, так и расходной части, позволит объективно оценить перспективы развития бизнеса, принять необходимые решения для увеличения доходов и оптимизации затратной части. Все эти задачи возможно решить только помощью грамотной постановки бюджетирования, включающей в себя все формы бюджетов и схем планирования.
Формы бюджета
Структура форм бюджета зависит, в основном, от его конечной цели и пользователей, для которых он предназначен. Это могут быть инвесторы, руководители предприятий, а также отдельные структурные подразделения. На основе этого различают основные формы бюджета:
- Операционный
- Финансовый
- Инвестиционный
Операционный бюджет представляет собой план экономической деятельности предприятия на определённый период времени, которым может выступать месяц, полугодие, год. Такой бюджет обязательно включает в себя планы продаж, производственные планы, расходную часть, прибыли и убытки.
Финансовый бюджет предлагает способы привлечения денежных средств и их целесообразное использование.
Инвестиционный бюджет служит для стратегического планирования деятельности предприятия и является частью сводного бюджета.
Организационный процесс
Внедрение бюджетирования в деятельность предприятия – ответственный процесс, в который включены практически все подразделения и отделы, поэтому составление и консолидация данных в таблицах Excel – процесс трудоёмкий, требующий больших временных затрат. Автоматизация бюджетирования и переход на современное программное обеспечение «Бюджетирование 1С» является оптимальным решением в процессе управления компанией. При выборе и внедрении бюджетирования в деятельность предприятия важно определиться:
- С зонами ответственности;
- Нормативными затратами на сырье, производство;
- Расходами на оплату труда;
- С ответственными лицами, нормативными документами;
- Периодами и сроками составления бюджета.